Powered By Blogger

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ



Уважаемые родители и дети!

В списке, предложенном для летнего чтения, книги для обязательного и самостоятельного чтения. Рекомендую начать чтение с книг для обязательного чтения. Для самостоятельного чтения выберете книги по собственному желанию.

Рекомендую вести читательский дневник.

Для обязательного чтения:

Былины Новгородского цикла: «Садко»;
Русские народные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть»;


Классики русской литературы:
М. Лермонтов «Бородино»
А. Чехов «Каштанка»
Л. Чарская «Сибирочка», «Записки гимназистки»
А. Андреев «Петька на даче»
Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
А.Н. Толстой « Кавказский пленник»;

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести:
А. Пушкин. Сказки.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
С. Козлов «Сказки»
П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Классическая советская литература:
Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
В. Катаев «Сын полка»
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
С. Прокофьева «Пока бьют часы»
К. Паустовский «Мещерская сторона»
Е. Ильина «Четвертая высота»
В. Железников «Чудак из 6 «Б», «Чучело»
А. Рыбаков «Кортик»

Мифы Древней Греции

Для дополнительного чтения:

А. Толстой «Детство Никиты»
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Ю. Олеша «Три толстяка»
В. Некрасов « Приключения капитана Врунгеля»
К. Булычев «Тайна третьей планеты»
Е. Велистов «Приключения Электроника»
А. Мошковский «Пятеро в звездолете»
О. Уайльд « Мальчик-звезда»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Х.К. Андерсен « Елка», «Волшебный фонарь», «Истинная правда»
Ш. Перро «Синяя борода»
Р. Фраерман «Дикая собака Динго»
Д. Крюс «Тим Талер и проданный смех»
В. Крапивин «Журавленок и молнии»
А. Алексин « В стране вечных каникул»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика»
А. Линдгрен «Дети из Бюллербю»


Малоизвестные произведения для любознательных и увлечённых читателей

Востоков С. Стражи беспорядка.
Востоков С. Чёрный Алекс – няня специального назначения.
Гиваргизов А. Непослушный пират.
Гоудж Э. Тайна Лунной долины.
Диккенс Ч. Истории для детей.
Драгунская К. Честные истории.
Жвалевский А., Пастернак Е. Правдивая история Деда Мороза.
Калмыков П. Королятник, или Потусторонним вход воспрещён.
Киплинг Р. Книга джунглей.
Лаврова С. Загляни ко мне на Рагнарёк.
Санчес-Сильва Х.М. Марселино Хлеб-и-Вино.
Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ.
Уайброу И. Малютка волк (серия).
Уайльд О. Сказки.
Ферра-Микула В. Двенадцать человек – не дюжина.
Чарская Л. Малютка Марго.
Шклярский А. Томек (серия).
Ядрышников. Индеи и ковбойцы.
Детские писатели
Смотреть еще презентации из раздела Литература
Читаем русские народные сказки!
Хрестоматия с. 4-15














Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец
Слушайте басни И.А. Крылова!

Посмотрите мультфильмы!

Ребята!
Я прочитала ваши сочинения о волшебных часах. Все они были  не похожи друг на друга, очень интересные и увлекательные. На уроке мы зачитаем несколько самых интересных сочинений. Спасибо за прекрасно выполненную работу!
Татьяна Анатольевна 

Ребята! Посмотрите интересный фильм по сказке 
Е. Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тренажёр для чтения. Потренеруйся!
Тренажер по чтению для учащихся 1-4 классов. Мишакина Т. Л., Гладкова С. А.
Тренажер по чтению для учащихся 1-4 классов. Мишакина Т. Л., Гладкова С. А.

Советую посмотреть! Список книг для 3 класса смотри ниже!
Аленький цветочек

Мифы Древней Греции
Прометей                              Золотое руно
                      
Былины
    
Сивка-Бурка



Список литературы для 3 класса
Фольклор.
1. Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка.
2. Сказки народов мира: французская сказка "Суп из-под кнута", чешская сказка "Волшебные спицы", осетинская сказка "Что дороже?", американская сказка "Отчего у ослов длинные уши?", армянская сказка "Заказчик и мастер" ТЧ, немецкая сказка "Три брата", "Маленькие человечки", индийская сказка "Золотая рыба", норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил", немецкая сказка "Лиса и гуси", французская сказка "Волк, улитка и осы", африканская сказка "О том, как лиса обманула гиену".
3. Былинные сказки: Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
4. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей редакцией К. Чуковского.
5. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. С. Аксаков. Аленький цветочек.
2. В. Гаршин. Лягушка-путешественница.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
4. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Оле-Лукойе.
5. Л. Чарская. Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи.
О природе и животных.
1. Б. Житков. Рассказы
О животных.
2. К.Г. Паустовский. Кот-ворюга. Жильцы старого дома. Мой дом. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.
3. В. Бианки. Неслышимка.

Рассказы о детях и для детей.
1. В. Драгунский. Девочка на шаре. Надо иметь чувство юмора. Кот в сапогах. Англичанин Павля. Независимый горбушка.
Русская классика для детей.
1. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка.
2. И. Тургенев. Воробей. А. Чехов. Белолобый.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. И. Крылов. Слон и Моська. Мышь и Крыса.
2. Стихи об осени. Н. Некрасов. Перед дождем. "Славная осень!..", М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана. Осень. К. Бальмонт. Осень. С. Есенин. "Нивы сжаты, рощи голы…" Ф. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" А. Фет. Рыбка. "Ласточки пропали…" "Зреет рожь над жаркой нивой…"
3. Стихи о зиме. А. Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер. Зимняя дорога. И. Никитин. Встреча зимы. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…". С. Есенин "Разгулялась вьюга…". Б. Пастернак. Снег идет.
4. Стихи о весне. А. Плещеев. Весна. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы. И. Бунин. "Бушует полая вода…". Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А. Фет. Весенний дождь. А.К. Толстой. "Вот уж снег последний в поле тает…".
Из истории Отечества.
1. А. Ишимова. История России в рассказах для детей (отр).
Для семейного чтения:

Фольклор.
1. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. Братья Гримм. Принц-лягушонок, или Генрих Железное Сердце.
2. Ш. Перро. Рике с хохолком. Ослиная шкура.
3. Н. Носов. Незнайка на Луне.
4. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог маранов.
5. Т. Крюкова. Гордяка. Губок чародея. Заклятие гномов.
6. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
7. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне… Сказка о царе Салтане…
8. Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена(отр).
О природе и животных.
1. В. Дуров. Наша Жучка.
2. Ю. Коваль. Каритан Клюквин.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Медведко.

Рассказы о детях и для детей.
1. Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.
2. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
Русская классика для детей.
1. А. Куприн. Слон.
2. Ф. Достоевский. Анекдот из детской жизни.
3. М. Зощенко. Великие путешественники.
4. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана.
2. И. Никитин. Утро.
3. Н. Некрасов. Перед дождем. Дед Мазай и зайцы.
4. К. Бальмонт. Шорохи. Капля. Золотая рыбка.
5. И. Бунин. Детство. Полевые цветы.
6. С. Есенин. С добрым утром!
7. А. Фет. Рыбка. "Я пришел к тебе с приветом…", "Зреет рожь над жаркой нивой…"
8. А.К. Толстой. "Звонче жаворонка пенье…", "Где гнутся над омутом лозы…"
Из истории Отечества.
1. В. Драгунский. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).
Расширенный круг чтения:
Литературные сказки.
1. Э. Успенский. Школа клоунов.
2. Т. Янссон. Шляпа волшебника. Мумми-Тролль и комета.
3. С. Хопп. Волшебный мелок.
4. П. Трэверс. Мери Поппинс.
5. З. Топелиус. Сказки.
6. А. Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок.
7. К. Коллоди. Приключения Пиноккио. История деревянного человечка.
8. Ю. Олеша. Три толстяка.
9. В. Гауф. Холодное сердце.
О природе и животных.
1. В. Белов. Малька провинилась. Еще про Мальку. Верный и Малька.
2. Ю. Коринец. Ханг и Чанг.

Рассказы о детях и для детей.
1. С. Голицын. Сорок изыскателей.
2. И. Дик. В дебрях Кара-Бумбы.
3. Ю. Яковлев. Полосатая палка.

Современная поэзия.
1. Д. Самойлов. Мальчик строил лодку. "Город зимний…".
2. Г. Сапгир. Сны. Нарисованное солнце. Светлый день. Морская собака. Смеянцы. Людоед и принцесса, или все наоборот.
3. Г. Остер. Вредные советы.
4. Б. Заходер. Что красивей всего? Перемена. Вредный кот.
5. Ю. Ким. Отважный охотник.
6. В. Берестов. Прощание с другом.
7. А. Барто. Разговор с дочкой. Перед сном.

Смотрим мультфильмы по прочитанным произведениям



       

Летнее чтение

В. Бианки             Как муравьишка домой спешил
В. Гаршин             Лягушка-путешественница
В. Голявкин         Быстрей, быстрей!
В. Драгунский      Денискины рассказы
Б. Житков             Как я ловил человечков
М. Зощенко           Ёлка
В. Катаев              Цветик-семицветик
В. Медведев         Обыкновенный великан
Л. Пантелеев        Честное слово
К. Паустовский    Стальное колечко
Е. Петрмяк            Пичугин мост
М. Пришвин          Хромка
М. Пришвин          О чем шепчутся раки
Н. Сладков             Медведь-дармоед
Н. Сдадков             Тень
Г. Скребицкий       Кот Иваныч
В. Чаплина             Дружба
Пушкин А.С.          Сказка о попе и о работнике его Балде.
Крылов И.А.          Басни: Волк и журавль. Квартет.
Толстой Л.Н.          Рассказы для детей, сказки, истории. Например: Как боролся русский богатырь. Как вор сам себя выдал. Старая лошадь.
Гарин – Михайловский Н.Г. Тёма и Жучка.
Григорович Д.В.                     Гуттаперчивый мальчик.
Погорельский А.                    Черная курица.
Мамин – Сибиряк Д.Н.         Аленушкины сказки: Сказка про комара Комаровича.      Серая шейка.
Гаршин В.М.                           Сказки.
Одоевский В.Ф.                      Сказки: Игоша.                                             
Вагнер Л.Ф.                             Кот Мурлыка. Курилка.
Бунин И.А.                               О дураке Емеле, который вышел всех умнее. Цифра. 
Чарская Л.А.                           Сказки голубой Феи. 
Некрасов Н.А.                         Мужичок с ноготок.
Бунин И.А.                               Письмо девочке Оле.
Бальмонт К.Д.                         Фейные сказки. Колыбельная песня.
Пастернак Б.Л.                        Рождественская звезда.
Аксаков К.С.                            Облако.
Тютчев Ф.И.                             Первый лист.
Фет А.А.                                    Весенний дождь.



Литература для чтения - 1 класс обучения
Список художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса
Фольклор.
Русские народные сказки:
Крошечка-Хаврошечка
 < смотри здесь
Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок – смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок - золотой гребешок.
смотри сказки (кликни на картинку)
     
    
Сказки народов мира: африканская сказка "Малыш леопард и малыш антилопа", черногорская сказка "Милош находит мать".
Шотландские народные песенки. "Крошка Вилли Винки", пересказала И. Токмакова.
Английские народные песенки. "Храбрецы", перевод С. Маршак.
Английские детские песенки. "Плывет, плывет кораблик", перевод С. Маршака.
Чешские народные песенки для детей. "Хоровод", пересказал С. Маршак.
Словацкая сказка "У солнышка в гостях".

Литературная сказка.
Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".
 

А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне", "Мио, мой Мио".


    
В. Гауф "Калиф-аист".

А. Милн "Винни Пух и все-все-все".

Братья Гримм "Король Дроздобород", "Умная Эльза".

  
Ш. Перро "Спящая красавица".

  
Д. Родари "Путешествие Голубой стрелы".

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе 
Салтане…"

  
П. Ершов "Конек-горбунок".

П. Бажов "Серебряное копытце", "Голубая змейка".

В. Катаев "Дудочка и кувшинчик".

К. Чуковский "Доктор Айболит", "Тараканище", "Бармалей".

    
М. Пляцковский "Разноцветные зверята".
Г. Цыферов "Как лягушонок искал папу".
А. Митяев "Богатыри".

Рассказы о детях и для детей.
Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ" 

Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").

     Филипок с азбукой идет в школу
Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры". "Карасик". "Веселая семейка" и другие рассказы. "Приключения Незнайки и его друзей".

В. Драгунский. "Он живой и светится…"
В. Осеева. "Волшебное слово", "Почему?", "Синие листья".
Б. Житков. Как я ловил человечков.

О животных.
В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.
М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.

И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

Русская классическая поэзия. Басни.
А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"
Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"
К. Бальмонт "Снежинка".
С. Есенин. "Поет зима – аукает…"
С. Черный "На коньках", "Про девочку, которая нашла своего мишку", "Кто?"
И.А. Крылов. "Лебедь, рак да щука", "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица".

Современная поэзия.
Н. Рубцов "Воробей", "Ворона".
А. Барто "В защиту Деда Мороза".
Г. Сапгир "Подарки весны", "Садовник", "Кошка и я", "Лесная азбука", "Четыре конверта", "Сказка о лесной музыке".
Е. Трутнева "Осень".
И. Пивоварова "Долго мы искали", "О чем мечтала туча", "Синий вечер".
О. Дриз "Стеклышки", "Пуговки", "Сто весенних лягушат", "Когда человеку шесть", "Виолончель", "Глоток воды".
Ю. Мориц "Это - да! Это - нет!", "Любимый пони", "Пони".
Д. Родари "Поезд стихов".
В. Берестов "Сказки, песни, загадки", "Мастер Птица".
В. Берестов "Жаворонок", "По дороге в первый класс".
И. Токмакова "Плим".
Р. Сеф "Необычный пешеход", "Ключ от сказки".
С.В. Михалков "Стихи для детей".



Выразительное чтение учеников. 
Задачей обучения учащихся выразительному чтению на уроках литературы является развитие у школьников способности воплощать литературное произведение в звучащее слово в соответствии со своим пониманием. В связи с этим возникает необходимость воспитания у школьников качеств, нужных для чтеца, и приобретение ими определенных знаний в области искусства художественного чтения. В школьной практике считается, что общий литературный анализ - достаточная подготовка к выразительному чтению. Иногда, кроме того, делается логическая разметка, причем обычно отмечаются только логические ударения. В этом видят специальную подготовку школьника к выразительному чтению. После такой подготовки выслушивается чтение ученика и ставится отметка с прибавлением устной оценки: «читал выразительно» или «...не выразительно». Между тем подготовка выразительного чтения на всех ступенях школьного образования состоит из ряда этапов. Уже в вводном занятии, сообщая ученикам сведения, необходимые для понимания произведения, учитель особое внимание уделяет тем из них, которые могут помочь воплотить произведение в звучащем слове. Чтение учителя должно создать увлеченность произведением и дать ключ к пониманию темы, идеи, своеобразия жанра и совершенства форм. Затем проводится специально направленный разбор и отрабатывается выразительное чтение.
Выразительное чтение в зависимости от возраста (класса) учащихся. Методология художественного (выразительного) чтения едина и для младшего школьника, и для учителя. Мы требуем естественности, простоты и действенности от любого чтеца. Но методика обучения для каждого возраста особая.
Обучение выразительному чтению начинается с I класса. В книге Т. Ф. Завадской сформулированы основные положения, на которые должна опираться методика выразительного чтения в начальных классах:
1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 
2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 
3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили». 
Таким образом, уже в начальной школе перед учениками ставятся основные задачи выразительного чтения. В соответствии с возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания.

Как подготовить домашнее задание по чтению 

Как подготовить домашнее задание по литературному чтению
Задано : прочитать произведение

Тест : правильно ли я понимаю произведение ?

1. Могу ли я понять прочитанное ?
2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении ?
3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события ?
4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством ?
5. Могу ли я пересказать текст ( подробно, кратко, выборочно ) ?

Задано : выразительное чтение стихотворного произведения

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею.
2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери :
- темп ( скорость );
- интонацию;
- громкость чтения;
- жесты и мимику.
3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова.
4. Обязательно соблюдай :
- рифму ( делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
5. Постарайся выразить :
- эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.
7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.
Задано : выучить стихотворное произведение и рассказать его в классе

Как понять стихотворное произведение, выучить и рассказать его на «5»
Чтобы в классе рассказать на «5»,
надо дома знать на «6».
правило-шутка
Анализ стихотворного произведения
1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение ?
2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения ?
3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными ( прочитав их, ты смог представить себе написанное ).
4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми ?
5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
7. Какова роль этих сравнений ?
8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении ?
9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения ?
10. Какую иллюстрацию ты сделал бы к этому стихотворению ?

Правила заучивания наизусть
1. Прочитай стихотворное произведение «про себя».
2. Прочитай стихотворное произведение вслух.
3. Раздели стихотворное произведение на смысловые части ( иногда помогает деление на строфы *).
4. Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть.
5. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.

* Строфа – группа стихов, объединенных между собой по смыслу, а также рифмой ( например, четверостишье ).

Правила чтения стихотворного произведения в классе
1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос – это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении.
2. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения.
3. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины. 
4. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки ( к сожалению, такое иногда случается ). Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать.
5. Никогда не читай, повернувшись к учителю ( как бы адресуя свои слова ему одному ). В классе может стать шумно.
6. Читая стихотворение, не торопись.
7. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов ( не читай их торопливо ). Иначе испортишь все впечатление от чтения.

При выборе стихотворения помни :
- короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные ( не успеваешь себя выразить, «реализовать» );
- «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения.

Задано : составить план текста

Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Как составить план
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. вырази идею в одном предложении.
5. раздели произведение на части.
6. озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ?
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову )

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например :
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.

Задано : выполнить один из видов пересказа

Пересказ – воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз 
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём :
Что рассказано ? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
С Бондаренко

Виды пересказа
Подробный – пересказ, близкий к тексту, подробно, в деталях передающий содержание произведения.
Краткий – сжатое, короткое изложение самого главного в произведении. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.
Выборочный – пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.
Творческий – пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты – его автор, участник описываемых событий или их очевидец.

Правила подготовки к пересказу письменного текста
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова ( они раскрывают главную мысль произведения ).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста ( не пропустил ли ты какого – нибудь эпизода ).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста ( соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д. )

Правила подготовки к пересказу устного текста
1. Внимательно прослушай текст.
2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.
3. Если что-то непонятно, задай вопросы.
4. Определи основную мысль текста.
5. Раздели текст на части.
6. Составь план пересказа.
7. Пользуясь планом, перескажи текст.

Правила подготовки к пересказу учебного текста ( природоведение, московедение, история, окружающий мир и т.д. )
1. Прочитай текст и определи, о чём он.
2. Выдели в тексте основные мысли.
3. Выясни значение непонятных слов.
4. Раздели текст на части.
5. Составь план текста.
6. Выпиши из каждой части важные мысли.
7. Ответь на вопросы к тексту ( если они есть ).
8. Пользуясь планом, подробно перескажи текст.

Задано : проанализировать сказку, басню, рассказ

План анализа сказки
Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего ?
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни ?
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим ?
7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки ? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя ?

План анализа басни
Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею ?

* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.
3. Попробуй передать главную мысль ( мораль ) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана эта басня : прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне ?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися ?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным ?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его ?

План анализа рассказа
Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.
1. Прочитай внимательно рассказ.
2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем ? какие еще книги этого писателя ты читал ?
4. Узнай, когда и где рассказ был написан.
5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :
- повествование ( рассказывает );
- описание ( показывает );
- рассуждение ( доказывает ).
6. Кратко перескажи рассказ.
7. Что, по-твоему , явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа ?
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему ?
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным ?
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
11. О чём нам предлагает задуматься автор ? Сформулируй главную идею этого произведения.
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем ?
13. Какие достоинства произведения ты отметил ?

План рассказа о герое
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился(ась)», «меня ужаснул(а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным(странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился(ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
4. Перечисли основные черты характера этого героя.
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Хотелось ( не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя ? Почему ?
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя ?
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя ? В какой момент развития действия ? Что делал бы герой ? Какое у него было бы выражение лица, поза ? Во что он был бы одет ? Что происходило бы вокруг ?

ВНЕ ШКОЛЫ
Надо: составить похвальное слово
Похвала – одобрение, хороший отзыв.

Как составить похвальное слово
1. Назови имя того человека, которому посвящена речь.
2. Укажи конкретную причину, по которой сегодня тебе особенно хочется похвалить этого человека.
3. Похвальное слово должно быть развернутым, то есть состоять из нескольких предложений, а не из одного.
4. Избегай стандартных ( обычных ) выражений похвалы.
5. Твой тон должен быть эмоциональным, доброжелательным.
6. Свою речь заверши пожеланием успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий