Powered By Blogger

РУССКИЙ ЯЗЫК


Части речи
Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам (м. р., ср. р., ж. р.) и изменяются по падежам и числам (ед. ч., мн. ч.). Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры).

Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам

Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый. Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый.

Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный.

Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.

Числительное – часть речи, обозначающая:
количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные): два, четырнадцать, сто двадцать пять;
порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый;
среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:
Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Возвратное: себя.
Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой.
Вопросительно-относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
Определительные: сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).
Формы глагола:
Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать.
Причастие – неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени. Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного.
Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень, гонимые ветром листья.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие как признак другого действия, например: говорил, глядя в глаза; обессилев, присел на скамью. Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.
Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.
Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов, которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.
    Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).
    Сочинительные союзы: и, да, а, но, или, либо, тоже, также.
    Подчинительные союзы: когда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только... но, 
    и..., не столько... сколько... и Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-, -либо, -нибудь, -то, -те, -ся (сь), -ка, -де, же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д. Междометиечасть речи, включающая неизменяемые слова, обычно морфологически нечленимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их. Междометия тесно связаны со звукоподражанием и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.

                       Изучаем части речи!

Хочу знать русский язык Интерактивный тренажёр по русскому языку 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Галимзянова Ольга Александровна учитель.
ПРАВОПИСАНИИ ЦЫ И ЦИ   


Готовимся к контрольному административному диктанту!           
1. Пишите под диктовку небольшие тексты.
2. Повторите словарные слова, пройденные в 1 и 2 классах.
3. Повторите звуко-буквенный разбор: песок (п и с о к), вымылась (в ы м ы л а с).

4. Подберите слова к схемам: 
5. Повторите фонетический разбор:
6. Повторите алфавит.

   Словарные слова для 3 класса                           
Автобус, автомобиль, адрес, акку­ратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, ве­ять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, кол­лекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, ог­ромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.

Летнее задание. Проверь себя!

       





Учим правила


Учим русский АЛФАВИТ
Характеристика гласных.

А - обозначают                                          Е - обозначают мягкость согласных звуков
О твердость                                               Ё    или два звука, когда стоят после гласной

У согласных                                              Ю  или в начале слова,

Ы звуков                                                    Я   после Ь, Ъ

Э                                                                  
И - обозначает мягкость согласных звуков

Характеристика согласных.
Л М Н Р Й - непарные звонкие (сонорные, самые звонкие из согласных)
                  \
                    всегда мягкий
Парные по глухости-звонкости
/\
                                                                 Звонкие    Глухие
                                                                       Б               П
                                                                       В               Ф
                                                                       Г                К
                                                                       Д                Т

                                                              Ж всегда твердые Ш
                                                                       З                 С
Х Ц                                  Ч Щ - непарные глухие согласные
      \                                    \   \
всегда                             всегда
твердый                         мягкие 
Ь, Ъ – не обозначают никаких звуков, не относятся ни к
гласным, ни к согласным.
Схема фонетического разбора

1. Слово
2. Количество букв, звуков, слогов.
3. Характеристика гласных и согласных звуков.

Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

с [ с ] согласный, твердый парный [c,], глухой парный [з], буква «эс»;
х [ х ,] согласный, мягкий парный [х], непарный глухой, буква «ха»;
е [ э ] гласный, ударный, буква «е»;
м [ м ] согласный, твердый парный [м,], непарный звонкий, буква «эм»;
а [ а ] гласный, безударный, буква «а».

Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

с [ с ] согласный, твердый, парный глухой;
х [ х ,] согласный, мягкий, непарный глухой;
е [ э ] гласный, ударный;
м [ м ] согласный, твердый, непарный звонкий;
а [ а ] гласный, безударный.

Состав слова.

Окончание

Основа слова |________| : корень
                                              приставка ____|
                                              суффикс ^

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Основазначимые части слова без окончания.
Корень это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов или корень – это общая часть родственных, однокоренных слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая, находится после корня и служит для образования новых слов.

Порядок разбора слова по составу:
Прочитай слово, измени его форму по опорным словам и вопросам (есть, нет, подойду к, вижу, доволен, думаю о).
Подбери несколько родственных слов, выдели корень.
Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой
Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Приставки

Неизменяемые

В (вход) ДО (добежал) НА (нашел)
ВО (вокруг) НАД (надстройка)
ВЫ (выход) ЗА (зашел) НАДО (надорвать)
О (окрасить) ПО (полить) С (свёл)
ОБ (обход) ПОД (подъём) СО (собрать)
ОБО (обошел) ПОДО (подошёл)
ОТ (отрыв) ПЕРЕ (переход) У (улов)
ОТО (отошёл) ПРО (проводы)
ПРЕД (предыстория)
ПРЕДО (предоставить)
НИ (нигде) – в наречиях без ударения,
НЕ (негде, невидимка) – в наречиях под ударением; во всех остальных частях речи.
- постепенное доведение действия до конца (приучить),
- присоединение (пришить),
ПРИ - приближение (прибежать), ПРЕ - очень (превкусный)
- близость (пришкольный, Прибалтика) - пере (преградить)
- неполное действие (приоткрыть)


Изменяемые

З - перед звонкой согласной, РАС (РОС) ИЗ (ИС)
перед гласной РАЗ (РОЗ) (РАЗО) НИЗ (НИС)
С - перед глухой согласной ЧРЕЗ ЧЕРЕЗ (ЧРЕС, ЧЕРЕС) ВОЗ (ВОС)
БЕЗ (БЕС) ВЗ (ВС)
(бездарный – беспомощный, возраст – воспитывать, изжарить, исчислить)
О – под ударением, (розвальни –развалиться, роспись - расписаться)
А – без ударения.

Иноязычные.

А, АНТИ, АРХИ, ИНТЕР, КОНТР, УЛЬТРА, ДЕ, ДЕЗ, ДИС, РЕ, ЭКС, ИМ.
Правописание И и Ы после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласные, вместо И пишется Ы (искать - отыскать), кроме
приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересно)

Суффиксы
Имен сущ.                                            Имен прил.                                  Глаголов
-ИК-, -ЕК-, -ЕЦ-, ИЦ-                                 -СК-,                          -И-, -Е-, -НУ -, -ЫВА-, (-ИВА-) 
-ИЧК-, -ЕЧК-, -ОЧК-               -ИВ-, -ЕВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-,             -ОВА-, (-ЕВА-), -ВА-          
-ИНК-, -ЕНК-, -К-, -ОК-             -ОВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-,                              -А-
-ОНЬК-, -ЕНЬК-,                              -ОВИТ-, -ЕВИТ-,       -Л- (суффикс прошедшего времени)  
-ЧИК-, -НИК-, -ЩИК-,                        -АТ-, -ЧАТ-,                               -СЬ-, -СЯ-
-НИЕ-, -НЬЕ-, -Н-                             -ИЧИЙ-, -ЕЧИЙ-                               -ЧЬ-      
                
-ЕНСТ-, -ИНСТ-.                                         -ИСТ- 

Суффиксов –ячк-, -ыньк-, -аньк-, -иньк- - нет!

Предлоги.
Часть речи, пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются!

Р.п. – для, без, из, у, от, до, с, из-под, из-за, возле, через, кроме, ввиду, позади, впереди, вокруг около
Д.п. – к, по, благодаря, вопреки
В.п. – в, на, за, с, по, под, через, сквозь, про, об, обо, несмотря на
Т.п. – с, под, за, над, между, перед, согласно с, в связи с
П.п. – о, об, в, на, при

Части речи
Имя существительное

Кто? Что?
Обозначает предмет
Заяц, лист, ветер, доброта,
чернота, улыбка, луч


Имя прилагательное 

Какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначает признак предмета 
Лежачий, белый, длинный, добрый, сытый, умный

Глагол

Что делать?
Что сделать?
Обозначает признак предмета 
Едет, смеется, капает, полетит, упал, будет плыть

Местоимение

Указывает на предмет, но не называет их
Я мы
Ты вы
Он, она, оно они


Члены предложения
Главные: подлежащее, Кто? Что? (О чем или о ком говориться в предложении)

сказуемое, Что делает? Что делают? (Что говориться о подлежащем)

Второстепенные: дополнение, Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?

О ком? О чем? (существительное)
определение, Какой? Какая? Какое? Какие? (прилагательное)

обстоятельство Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем?(существ.)

Порядок разбора предложения.
Какое предложение по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное) На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее.
Какое предложение по интонации? (восклицательное, невосклицательное) Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.
Распространенное или нераспространенное. Пришла долгожданная весна. Весна пришла.
Найти главные члены предложения.
Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого и определить второстепенные члены предложения.


Союз

Союз- это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Взошло солнце и осветило все вокруг.
Мальчик побежал за собакой, но не догнал её.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.
Сахар сладкий, а лимон кислый.

морфологический разбор. ( Имя сущ.)

1. Слово – часть речи. (к) реке – имя сущ.
2. Начальная форма (И.п.). река
3. Пост. призн.: неодуш.(одуш.), нариц.(собств.), неодуш., нарицат..
род. скл. ж.род,
4. Непост. призн.: число, падеж. ед.число, Д.п.
5. Вопрос, член предложения. (куда?) обстоятельство.

морфологический разбор. ( Имя прил.)

1. Слово – часть речи. Синюю (ленту) – имя прил.
2. Начальная форма (И.п. м. род). синий,
3. Пост. призн.: качеств., (относит., притяжат.,) род. качеств., ж. род.,
4. Непост. призн.: число, падеж. ед. ч., В.п.
5. Вопрос, член предложения.
(что?) дополнение.


Качественное имя прил. имеет - Степень сравнения (молодой, моложе)
Краткую форму (молод)
Сложную форму (самый молодой)
Относительное имя прил. не имеет - Степень сравнения (лесной, -)
Краткую форму -
Сложную форму -

Притяжательное имя прил. имеет пост. признак - заячьи уши, папин голос (чьи?, чей?)
Морфологический разбор. (глагол)
Слово – часть речи.
Начальная форма (что делать, что сделать)
Пост. призн. – вид и спряжение глагола
Непост. призн.: наклонение, время, лицо, число, род.
Вопрос, Член предложения.
Пригревает – глагол.
Н.ф. –глагол.
Пост. Призн. – несоверш. вид, 1-е спряжение.
Непост. призн. – изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, ед.ч.
(солнышко, что делает) пригревает, сказуемое..

Морфологический разбор (наречие)

Укажи часть речи
Укажи, каким членом предложения является.
Волны поднимались высоко.
Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством.

Склонение имен существительных.

падежи

1 скл.            М.           Ж. род
                      - а,           - я.
2 скл.            М.           Ср. род
                        0,           - о, - е.
3 скл.                            Ж. род
                                      Ь,  0


                                 1 СКЛ.                                           2 СКЛ.                                   3 СКЛ.
И.п.                    сова, земля                                      слон, конь                                 СтепьР.п.                        - ы, - и                                               - а, - я                                         - и
Д.п.                           - е                                                   - у,  - ю                                       - и
В.п.                        - у, - ю                                               - а, - я                                           0
Т.п.                   - ой, - ей (ёй)                                   - ом, - ем (ём)                                 ь - ю
П.п.                          - е                                                       - е                                             - и

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

1 СПРЯЖЕНИЕ                                                    2 СПРЯЖЕНИЕ
ЕД. ЧИСЛО             МН. ЧИСЛО                   ЕД. ЧИСЛО                    МН. ЧИСЛО
   -У, -Ю                          - ЕМ                                -У, -Ю                                - ИМ
   - ЕШЬ                          - ЕТЕ                              - ИШЬ                                - ИТЕ
   - ЕТ                          -УТ, - ЮТ                           - ИТ                                  -АТ, - ЯТ

1 спр. Брить, стелить.

2 спр. Гнать , держать, дышать, зависеть, видеть, слышать \(и) обидеть, (а ещё) терпеть, вертеть, ненавидеть (и) смотреть   

ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Помимо шариковой ручки школьного образца с синими чернилами, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с зелёными чернилами.
После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строки (пишем на третьей).
В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы ведётся по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:
1 декабря.
15 апреля.

В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.

Запись названия работы проводится на следующей строке и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например:
I вариант. 2 вариант.
I в. 2 в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.
(название)
В тайге.
Ранняя весна.

Новый этап работы выполняется с красной строки. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо около 2 см (2 пальца).

Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется остро отточенным простым карандашом или ручкой с зелёными чернилами. Все подчёркивания следует проводить по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.

Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом даёт возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил. Зелёные чернила используются только при коллективной работе под руководством учителя.

Переход в 4-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв во всех классах прописывает только учитель, во 2 - 4-ых классах они прописываются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы – 2 строки в 1-ом классе во втором полугодии, 2-3 строки во втором классе, 3-4 строки в 3-4 классах.

При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий