Powered By Blogger

СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

               
 Пожелания родителям учеников 4 классов
     Ваш ребёнок скоро закончит обучение в начальной ступени общего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком.
     Прежде всего, необходимо продолжать программу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять на улице, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, лежать на диване и т. п. Глубокий смысл найти в этих действиях трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с детьми. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?».
     Человека в 9-10 лет, вполне способного к сложным умственным размышлениям, нужно ориентировать на то, чтобы он всегда ощущал своё отличие от животных, которым не надо думать, так как всё для них определяют инстинкты. Человек не может руководствоваться только инстинктами, он способен представлять конечный результат своих действий и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший. Тогда ум его будет постоянно занят сложной поисковой работой, требующей наличия соответствующей информации. В итоге появиться возможность глубже обосновывать необходимость получения разнообразных знаний с целью рационализации и оптимизации повседневной жизни, успешной реализации потребности и интересов ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.
     Для укрепления интереса к ней следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках и при выполнении домашнего задания. Следует отучать его от механического запоминания учебного материала, т. к. в 5-7 классах это сформирует безразличие у ребёнка к учёбе. Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей.
   Также важно продолжать воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями, при выполнении различной домашней работы.
     В 9-10 лет у ребёнка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко принимать требования родителей, других родственников, учителей, которые направлены на умственное, нравственное, эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его обоснованной самостоятельности.
     Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь доносить важность их выполнения для обеспечения физического, психического здоровья окружающих, его самого, а также для установления доброжелательных взаимоотношений с людьми.
     Продолжайте укреплять навык ежедневного чтения художественной, а не только научно-популярной литературы, объём текста в день 15-20 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы должна соблюдаться та же норма. Только в этом случае ребёнок будет постоянно умнеть и учиться лучше понимать людей.
    Продолжайте отмечать все достижения ребёнка в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.

Желаю удачи!
Татьяна Анатольевна


Пожелания родителям учеников 3 классов. 

Уважаемые родители! 

Ваш ребёнок продолжает обучение в начальной ступени общего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком? 
Прежде всего, продолжайте работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять по улице, бегать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и т.п. Глубокий смысл во многих действиях обнаружить трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с ребёнком. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?» 
Ребёнок в 9-10 лет способен представлять конечный результат своих действий и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший. В итоге появится возможность глубже обосновать необходимость получения разнообразных знаний. Учёба в школе станет более обоснованной. 
Для укрепления интереса к учёбе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий. Следует отучать от механического запоминания учебного материала, неизбежно формирующего в 5-7 классах безразличие к учёбе в школе. Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей. 
Тек же важно продолжать воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями, при выполнении различной домашней работы. В 9-10 лет у ребёнка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко подчиняться тем требованиям родителей, учителей, которые направлены на физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие ребёнка. 
Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь спокойно и аргументировано объяснять важность их выполнения для обеспечения физического, психического здоровья окружающих, его самого, а также установления доброжелательных отношений с людьми. 
Продолжайте укреплять навык ежедневного чтения художественной литературы, объёмом текста 10 – 15 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы должна сохраняться та же норма. 
Продолжайте отмечать все достижения в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Спокойно и аргументировано предъявляйте свои требования, не отступая от них ни на шаг. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.
С уважением,  Кучеренко Т.А.


Советы родителям 

I. Некоторые особенности младших школьников. Запомните их – это пригодится. 

*учебная деятельность – главный вид деятельности младшего школьника, определяющий развитие мышления, мотивации учения, самосознания ребенка; 
*младший школьник целиком зависит от значимых взрослых, необыкновенно привязан к близким; 
*возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда; 
*сильными и ведущими в этом возрасте являются социальные мотивы учения: отметка, похвала, награда (но! отметка не должна превращаться в фетиш и самоцель); 
*самооценка младшего школьника более адекватна, чем у дошкольника, зависит от школьной успеваемости. 


II. Чем отличается «оценка» от «отметки»? 



* «отметка» не тождественна «оценке»; 
* «оценка» - это словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. В оценке взрослый разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает какие произошли изменения в прилежании, дает рекомендации и только затем, как вывод сказанного называет… 
*отметку. 
 Отметка – это условно-формальное отражение словесной оценки в баллах (1, 2, 3, 4, 5); 
* необходимо развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы (ответа). Как эту способность сформировать? 
1 шаг – взрослый сам объясняет ребенку, что у него получилось хорошо, а что не удалось (в доброжелательной форме), 
2 шаг – взрослый и ребенок вместе оценивают результат работы, 
3 шаг – ученики предлагают самостоятельно проанализировать качество своей работы. 


III. Дорогие родители! В вашем отношении к отметке важно: 



- помнить, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился; 
- не злоупотреблять вопросом: «Какая у тебя сегодня отметка?» 
- составить свою систему поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами; 
- не сравнивать отметки своего ребенка с отметками одноклассников; 
- помнить, что отметка – это не оценка всей личности человека, а лишь конкретной работы, задания, ответа; 
- анализировать вместе с ребенком, в чем причины не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнимательность, не успел, не понял и т. д. 
- сказать «НЕТ!» денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе. Учеба – это НЕ такая же работа как у взрослого человека. 

Тест “Какие вы родители?”

1.     Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.     Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3.     Интересуются ли дети вашей работой?
4.     Знаете ли вы друзей своих детей?
5.     Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
6.     Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7.     Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8.     Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9.     Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?
10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:
  • Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
  • Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо подумать, что можно изменить.
  • При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Памятка для родителей второклассника

1. Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.

2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.

3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.

4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.

5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.

6. Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

 7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

8. Показывать пример организованности и собранности.

9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.

10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.

11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.

14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.

15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.

17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.

20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»

21. Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

Летняя тетрадь будущего второклассника

Тетрадь предназначена для учеников, закончивших первый класс. Цель работы по данной тетради — максимально закрепить в памяти важнейшие понятия курсов русского языка, математики, окружающего мира, информатики и чтения, изученные детьми в первом классе. Материалы тетради распределены таким образом, что каждая глава включает в себя задания на повторение понятий всех перечисленных курсов. 
Авторы предлагают будущим второклассникам вспомнить историю Пети Зайцева, который из зайчонка Пуса превратился в мальчика, ученика московской школы. Ребятам предлагается помочь малышу во всех его приключениях, чтобы он смог вернуться в любимую школу и учиться во втором классе. Для этого ребятам необходимо выполнить задания, применив как общеучебные, так и предметные умения. 
Каждая глава начинается небольшим отрывком волшебной истории «Летние приключения Пети Зайцева, или Поиски пропавшего нового года», в которую включены задания по всем изученным курсам первого класса.
Летняя тетрадь будущего второклассника, Бунеева Е.В. Бунеев Р.Н. Вахрушев А.А.

Для вас, родители!


Учеба сильно меняет ребенка, меняется его самоощущение и отношения с миром. Учебный процесс требует полной отдачи всех его способностей. Он учится, используя все свои ресурсы: эмоции, тело, чувства, интеллектуальные способности, системы отношений, то есть совокупность всех приобретенных знаний и опыта. В школе ребенок не только приобретает знания — он учится признавать свои ошибки, преодолевать страх перед неудачами и перед неизвестным, делать выбор и отказываться от чего-либо. Он должен проявлять сообразительность, умственную изворотливость, иметь немного смелости и честолюбия, чтобы принять новую жизнь и быть принятым в этой новой жизни.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни. Верьте в ребенка, верьте в учителя. Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Режим дня школьника

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна и активном отдыхе на свежем воздухе.
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.
У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки,из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день.А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна.Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.
По материалам "Энциклопедии здоровья Кирилла и Мефодия"

Питание школьников
Правильное питание — важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка.

Главное правило рационального питания школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма.
В суточный рацион питания школьников должны входить пищевые вещества (нутриенты) в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витаминов, дополняемых иногда чистыми (эссенциальными) компонентами. Усвоение пищевых веществ во многом зависит от режима питания школьников.
В связи с усилением энергетического обмена в организме младшего школьника увеличивается потребность в пищевых веществах — это обуславливает необходимость увеличения таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Кулинарная обработка продуктов для младших школьников приближается к кулинарии для взрослых. Но надо учитывать, что острое, жареное, сладкое для ребенка все еще слишком вредно. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Не рекомендуется включать в рацион питания ребенка много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой — полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока.
Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде — 1,5 л.
Обычно существуют две проблемы с питанием школьников: дети или перекормлены, или недокормлены.
Перекормленные дети обычно слабее худощавых, чаще болеют и тяжело переносят болезни. Как правило, родители упитанных детей не слишком волнуются — надеются, что с возрастом это пройдет и комплекция ребенка придет в норму. Это нет так: возникшие при перекармливании жировые клетки часто сохраняются на всю жизнь, появляется постоянная склонность к полноте. Дети с излишней массой тела с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить, у них часто бывают кривые ноги и круглая спина. Возникающие в дошкольном возрасте нарушения обмена веществ, связанные с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.
Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия — прямая дорога к полноте. В детях, склонных к гиподинамии и полноте, надо возбуждать интерес к прогулкам и физическим упражнениям, чтобы привить любовь к постоянному движению. Это сложно, и очень важен личный пример взрослых.
Полнеют также легко возбудимые, нервные дети — у них имеется постоянная потребность в еде, в их карманах всегда можно найти конфеты, пирожки, шоколад, которые он постоянно ест. В этом случае необходимо отыскать причину такого поведения, которая нередко кроется в обостренных отношениях со сверстниками или взрослыми. Устранив причину или уменьшив ее влияние, можно добиться изменения характера питания и соответственно уменьшить полноту.
Бывает, что некоторых достаточно подвижных детей перекармливают родители, которые ни в чем не отказывают своими детям и кормят их высококалорийными продуктами в огромном количестве: пирожными, сладостями, закусками, белым хлебом со сливочным маслом и др.
Перекармливать ребенка плохо, но и введение диет, предназначенных взрослым так же не несет ничего хорошего, поскольку нарушает нормальные процессы роста и развития ребенка. Большинство худых детей, как правило, здоровы, хотя их родители беспокоятся по поводу их питания гораздо чаще родителей упитанных детей.
Обязательное условие рационального питания школьников — разнообразие рациона за счет как использования разных продуктов, так и способов их приготовления.
Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.
Биоритмические особенности также должны учитываться. Так, для детей-«жаворонков» (с высокой работоспособностью в первой половине дня) завтрак и обед могут содержать до 2/3 и даже 3/4 общей калорийности дневного рациона, тогда как для «сов» полезны легкий завтрак, не слишком калорийный обед и плотный ужин.
Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура еды не должна быть слишком высокой или низкой.
По материалам "Энциклопедии здоровья Кирилла и Мефодия"

Воспитание детей

Воспитательный процесс необходим для адаптации ребенка в обществе, для того, чтобы он смог найти свое место в жизни и стать уверенным в себе, здоровым и счастливым человеком. Первым таким обществом для большинства детей становится школа.

К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, но существуют и общие принципы воспитания детей:

1. Не будьте диктатором, не стремитесь подавить личность ребенка, сделать его таким, каким вы хотите его увидеть. Иначе вы воспитаете человека с заниженной самооценкой либо хитреца, привыкшего притворяться, подстраиваться под вас.

2. Пытайтесь понять своего ребенка.

3. Не читайте бесконечные нотации, иначе ребенок приучится пропускать и другие ваши слова и советы мимо ушей. Четко и кратко объясните ребенку, в чем он не прав.

4. Не унижайте ребенка, особенно на людях.

5. Будьте сдержаны, не конфликтуйте в присутствии ребенка, не срывайте на нем свои раздражение и плохое настроение.

6. Не потакайте капризам ребенка, четко придерживайтесь своих обещаний.

7. Прививайте ребенку необходимые социальные нормы и правила поведения.

8. Не внушайте ребенку мысли о его никчемности, бесталанности.

9. Поддерживайте все хорошие начинания, увлечения, развивайте способности, помогайте и направляйте.

10. Не забывайте хвалить ребенка.

11. Не реагируйте на провокации ребенка.

12. В конфликтной ситуации попытайтесь переключить внимание ребенка с предмета спора на что-нибудь другое.

13. Приучайте ребенка к самостоятельности, выступайте только как советчик, приучайте ребенка к самостоятельному решению проблем.

Одаренные дети в школе

Ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Кроме того, детей отличает возрастная слабость, малая выносливость нервной системы, когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию — это является причиной детской впечатлительности, живости восприятия. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость. В разные возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой-либо причине был упущен, это может сильно затруднить ее развитие в дальнейшем.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с учителями. Причина конфликта в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы ничего не может им предложить. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным детям в школе предъявляют гораздо больше требований, чем к другим ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.
Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Один из лучших выходов для обучения детей с высокими способностями — специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Агрессивный ребенок

Вспышки гнева у ребенка возникают тогда, когда его желания не совпадают с реальными возможностями. Например, когда ему отказываются купить желаемую игрушку, не разрешают смотреть телевизор или у него не получается сложить картинку из пазлов.
Если ребенок раздражен до крайней степени: кричит, бросается на пол, то следует немного подождать, пока он успокоится и придет в себя. Уберите из зоны досягаемости предметы, которые могут нанести ребенку травмы. В крайнем случае попробуйте крепко схватить его и твердым голосом урезонить. Как правило, подобным вспышкам подвержены дети от 2 до 5 лет.
После того, как ребенок успокоится, присядьте так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его лица, и твердо и аргументировано объясните ситуацию.
Проявлению детской агрессивности могут способствовать мультфильмы, комиксы и телевизионные программы. Старайтесь контролировать телепередачи, которые смотрит ребенок, интересуйтесь у него, каким героям он симпатизирует, чтобы при необходимости развенчать сомнительного кумира и ненавязчиво найти более подходящий пример для подражания. Следите за тем, чтобы ребенок меньше времени проводил у компьютера, играя в «стрелялки», лучше пусть расставляет настоящих игрушечных солдатиков и бегает по двору с водным пистолетом.
Если вы заметили, что ребенок систематически мучает животных, обратитесь к психологу. Но следует отличать агрессивность по отношению к беззащитным существам от исследовательского интереса.
Помните, что дети в первую очередь подражают родителям, ведите себя достойно, избегая серьезных конфликтов и тем более насилия.

Физическое воспитание детей

К утренней гимнастике ребенка нужно приучать с 2-3 лет. Если занятия проходят регулярно, каждое утро, то к школе у него вырабатывается привычка ежедневно делать зарядку. Зарядка с утра действительно заряжает человека хорошим настроением, устраняет вялость, сонливость, повышает работоспособность.
Утренняя зарядка должна проводиться в хорошо проветренном помещении, а лучше, в теплое время, на свежем воздухе. Оптимальная продолжительность для детей 6-7-летнего возраста — 10-20 минут. Зарядка должна включать 8-10 упражнений, каждое из которых повторяется 6-8 раз. В первое время между упражнениями можно делать 10-15-секундные паузы, в дальнейшем выполнять упражнения одно за другим. Количество упражнений надо увеличивать постепенно. Комплекс упражнений должен быть подобран так, чтобы последовательно работали основные группы мышц плечевого пояса и живота. Полезно вводить в утреннюю гимнастику упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц стопы.
Начинают обычно зарядку с ходьбы или легкой пробежки, затем делают потягивания с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. Закончить можно легким бегом в течение 15-30 секунд, либо подпрыгиванием на месте на двух ногах или поочередно на каждой ноге по 20-30 раз. Напоследок — ходьба с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями для успокоения. Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, контролировал осанку (положение плеч, головы, туловища) и дыхание (глубокое и ритмичное, вдох носом, выдох ртом). Гимнастику можно завершить водными процедурами: обтиранием, обливанием или душем и растиранием сухим полотенцем. Ребенок охотнее будет делать зарядку по утрам, если вы будете делать ее вместе с ним, подавая пример.
Не менее важны физкультурные минутки в течение дня. Их необходимо проводить на уроках в школе и дома во время приготовления домашних заданий, чтения, рисования — то есть во время таких занятий, когда долго приходится сидеть за столом. Физкультурные паузы у младших школьников должны проводиться примерно через 10-15 минут занятий и состоять из 3-4 упражнения. Общая продолжительность — не более трех минут. Упражнения обусловлены характером предшествующих учебных занятий. После письменной работы — упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями; после длительного сидения — приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища.
Для полноценного отдыха и восстановления сил младшему школьнику необходимы подвижные игры и самостоятельные физические упражнения. В подвижных играх дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, узнать себя и друзей, обучает согласовывать свои действия с коллективом.
Развитие основных движений — одно из главных условий гармоничного физического развития. Желательно еще до школы учить детей основным движениям, таким как ходьба, бег, прыжки, перебрасывание и ловля предметов, метание в цель и вдаль, переноска небольшого груза, ползание и лазанье, передвижение по узкой и приподнятой опоре с сохранением равновесия. Надо стараться ободрить и расшевелить малоподвижного ребенка. Желательно стимулировать двигательную активность детей, развивать уверенность в своих силах при выполнении движений. В распоряжении ребенка должен быть необходимый ему спортивный инвентарь: мяч, скакалки, санки, лыжи, коньки, ролики. Научите детей плавать, кататься на санках, ходить на лыжах, ездить на велосипеде. Пешеходная прогулка тоже может быть отличным средством физического воспитания и способом повышения двигательной активности.
Еще один эффективный способ физического воспитания ребенка — закаливание. Закаливание надо проводить систематически, начиная с раннего возраста. Прежде чем начинать закаливать ребенка, желательно посоветоваться с врачом. Существуют разные способы закаливания: воздушные ванныводные процедуры, полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры, хождение босиком по траве, песку, а зимой — по полу.

Как помочь неуспевающим
Речь в статье идет о необходимости регулярных 5–10-минутных домашних занятий, которые проводятся с помощью родителей. Основная цель – повторение основ орфографии и грамматики.
А как же без специального образования смогут заниматься с детьми родители? Большинство из них успешно справится с этим делом, если им предоставить на страницах газеты (и через Интернет) подробные разработки таких занятий (обычно достаточно полстраницы печатного текста, включающего правило и устное упражнение). Занятия с родителями позволят успешно заполнить существующие у ребенка пробелы в обучении, на что у учителей не хватает времени на уроке.
1. Одна из причин неуспеваемости – недостаточная устойчивость внимания
Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Возможно, мы совершаем ошибку. Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами, ребенок не готов усваивать учебный материал в течение 45 минут урока или соизмеримого по длительности дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями.
Способность удерживать внимание в течение урока является скорее исключением из правил. Не следует путать дисциплинированно сидящий класс и внимательно слушающих учеников. Приведем некоторые сведения из психологии. Через 5–6 минут напряженной монотонной работы практически у всех возникают трудности с удержанием внимания. Если объект не вызывает интереса, то мозг временно снижает внимание к объекту. После этого часть людей усилием воли снова сосредоточивает внимание на изучаемом объекте, но большинство переключается на что-либо другое.
Студентов колледжа попросили записать мысли, которые возникают в ходе занятий. Результаты оказались следующими: 20% слушали внимательно, хотя только 12% слушали активно; 20% думали о предстоящем свидании; 20% предавались воспоминаниям; остальные мечтали, переживали, беспокоились, размышляли на произвольные темы (Атватер И. Я вас слушаю. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтера).
2. Как надо проводить короткие занятия? Какова практическая польза от них?
Нам следует учесть следующее: нельзя сильно урезать свободное время ученика, нельзя переутомлять ученика, надо учитывать особенности его внимания.
Занятие следует проводить, сделав перерыв после школы и, конечно, не перед выполнением домашнего задания. Второе условие: занятие должно быть настолько коротким (5–10 минут), чтобы ученик не успел дойти до черты, за которой начинается усталость. Вы на практике сможете убедиться, что дети достаточно охотно соглашаются на короткие занятия, потому что они не нарушают их жизненных планов и не требуют титанических усилий воли, необходимых для преодоления усталости во время продолжительных занятий.
Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 5–10 минут. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют активность работы ученика.
А сколько минут активно работает тот же ученик на уроке? Большая часть занятий в школе – это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не дает индивидуальных дополнительных домашних заданий, а если и дает – ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечется и т.п.
Другое дело, если это задание разбить на 5–10-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Учитель сможет порекомендовать родителям провести необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.
Основная форма занятий – упражнения, выполняемые устно и имеющие готовые ответы (но в руках родителей). Готовые ответы позволят указать на ошибку сразу, а не через некоторое время после проверки тетрадей учителем.
3. Многие родители занимаются дома с детьми. Какую помощь окажет предлагаемая методика родителям и детям?
Процесс повторения правил будет разбит на несколько занятий. На этих занятиях сначала в оптимальной последовательности будут повторяться элементарные понятия, необходимые для понимания правила, а потом уже само правило. Например, перед повторением правила о правописании ё–о после шипящих можно провести занятие, на котором ученик повторит понятие о корне слова, на следующем занятии потренируется в определении отглагольных образований и т.д. Такой конспект может составить учитель, а в дальнейшем такие разработки могут публиковаться в газете «Русский язык», и родители смогут их найти в Интернете. Материал занятий, построенных по такому принципу, позволит родителям (если ученику очередное занятие покажется сложным) вернуться назад, повторить основы.
Еще одна знакомая ситуация. Ученик говорит: «А нам ничего не задано (учительница заболела и т.д.)». В этой ситуации родители, регулярно занимающиеся с ребенком, не растеряются и смогут заняться, например, повторением пройденного.
Следует заметить, что у слабых учеников запаздывает развитие логической памяти-мышления, да и натуральная память** обычно не очень хорошая. Предложенные занятия будут поддерживать знания, полученные с помощью натуральной памяти, дети опытным путем научатся выбирать наиболее оптимальный метод организации процесса самообразования, т. е. когда и сколько раз в день заниматься, определить длительность занятий и перерывов.
Известно, что дети, не обладающие хорошими способностями, но много времени проводящие у телевизора, хорошо запоминают содержание часто повторяющихся рекламных роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но эти же дети затрудняются передать содержание понравившегося им фильма.
Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма. Таким образом, вышеприведенные факты также говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.
Во время занятий не надо применять никаких карательных мер, даже порицания, если ребенок не мог ответить или неправильно ответил. Не должно быть какого-либо давления, ребенок сам должен принимать решение: если он помнит, то отвечает, или ему еще раз надо посмотреть справочные материалы, и он ответит, когда будет готов. Желательно не переносить выполнение задания на следующий день, за исключением случаев явной усталости.
А где же стимул? А он состоит в том, что если ребенок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать в случае неудач? Во-первых, у ребенка может появиться отвращение к таким занятиям, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться на учебной задаче.
4. О привычке заниматься и мотивации
Скажем честно, что у неуспевающих учеников нет привычки заниматься.
Если мы хотим выработать такую привычку у ребенка, то для этого надо создать определенные условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.
Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов – даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери – все это снимет необходимость принимать волевое решение «наконец сесть заниматься русским языком», которое так трудно дается детям. На этих занятиях надежно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил – быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части грамматики, предварительно разбив «длинные» темы на небольшие фрагменты.
Привычка быстро выполнять задание, выработанная на коротких занятиях, со временем поможет снять еще одну проблему слабо успевающих учеников – они тратят много времени на домашние уроки, но мало что успевают сделать. Иной ученик, чтобы избежать скучной предстоящей работы, бывает готов ухватиться за любой предлог, каким бы ничтожным и случайным он ни был. Я, например, знаю одного господина, который готов разгребать угли в камине, расставлять стулья у себя в комнате и т.д. И все это он делает не преднамеренно, а единственно только потому, что ему к полудню предстоит приготовить лекцию по формальной логике, которую он терпеть не может.
5. Если материал, изложенный в учебнике, кажется ребенку сложным, то ему можно порекомендовать подводящие упражнения
Например, в 5-м классе происходит знакомство детей с предложениями, включающими прямую речь. Некоторые дети плохо усваивают эту тему, поскольку надо понять, что такое прямая речь, отделить ее от слов автора и уметь расставить знаки препинания. Т.е. учеников просят произвести сразу несколько операций в уме, причем с новыми абстрактными понятиями. «Но послушайте, – думают некоторые неглупые дети, – мы-то знаем, что прямую речь также написал автор, т.е. это тоже слова автора!». Другими словами, масло масляное, в головах учеников начинается путаница: им трудно отделить «речь» от «слов».
Для преодоления этих трудностей применим хитрость: сформулируем задание таким образом, чтобы ученики оперировали не малознакомыми абстрактными понятиями, а знакомым из их опыта конкретным материалом. Используем предложения, в которых «говорят» только животные. Задание сформулируем так: выделить в предложении, что сказали животные, – это в данных предложениях и будет прямая речь.
Но тут выплывает кит садись на меня, Айболит.
Пошла Муха на базар и купила самовар приходите тараканы, я вас чаем угощу.
Но быки и носороги отвечают из берлоги мы врага бы на рога бы, только шкура дорога, и рога нынче тоже недешевы.
(Корней Чуковский)
6. Несколько слов о состоянии «выученной беспомощности»
Выученная беспомощность – это состояние, которое может возникнуть у детей после ряда неудач, например, по русскому языку. Ученик рассуждает примерно так: «Зачем что-то делать, если я неспособный и в конечном итоге все равно будут неприятности». Возникает стойкая ассоциация: русский язык – неприятности. В таком состоянии ученик перестает выполнять даже те задания, на которые способен.
Чтобы избежать отрицательных эмоций, ученик может прогуливать уроки. Это состояние постепенно распространяет свое влияние и на другие предметы. Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами. Окружающим надо помнить, что приобретение человеком этого состояния во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий, от подчеркивания того факта, что вот большинство, мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.
Таким образом, ученик нуждается не только в знаниях по грамматике, но и в психологической помощи, в создании комфортных условий. Учитель связан необходимостью оценивать учеников, поэтому он обычно воспринимается учениками как источник неприятностей.
Исходя из этого родителям легче исправить положение, т.е. попытаться связать изучение русского языка с положительными эмоциями. Они должны объяснить ребенку, что человек не должен быть всегда настроен на быстрый успех. Нет таких людей, у которых все всегда получается хорошо. Часто не лишенные способности люди испытывают трудности при изучении какого-либо предмета. Чтобы вывести ребенка из состояния выученной беспомощности, надо ставить ему посильные задачи, причем уровень задач должен быть такой, чтобы первые положительные результаты были достигнуты за достаточно короткое время.
Подведем итоги
Основные задачи:
1. Создание положительного эмоционального опыта занятий – самая важная задача.
2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегченных условиях).
3. Запоминание элементарных положений, словарных слов, постепенный переход к повторению все более сложных правил.
4. Подготовка ребенка к более длительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.




Комментариев нет:

Отправить комментарий